Набор допустимых символов которые можно использовать для записи программы

Набор допустимых символов которые можно использовать для записи программы

Набор допустимых символов которые можно использовать для записи программы

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Блез Паскаль

Блез Паскаль

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Pascal, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Pascal считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т.д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия.

Никлаус Вирт

Никлаус Вирт

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Разработчик языка Pascal и ряда других языков программирования.

  • во-первых, разработать язык пригодный для обучения программированию как систематической дисциплины;
  • во-вторых, реализация языка должна быть эффективной и надёжной.
PascalABC.NET

PascalABC.NET — это язык программирования Pascal нового поколения, включающий классический Pascal, большинство возможностей языка Delphi, а также ряд собственных расширений. Он реализован на платформе Microsoft.NET и содержит все современные языковые средства: классы, перегрузку операций, интерфейсы, обработку исключений, обобщенные классы и подпрограммы, сборку мусора, лямбда-выражения, средства параллельного программирования.

PascalABC.NET является мультипарадигменным языком: на нём можно программировать в структурном, объектно-ориентированном и функциональном стилях.

PascalABC.NET — это также простая и мощная интегрированная среда разработки, поддерживающая технологию IntelliSense, содержащая средства автоформатирования, встроенный отладчик и встроенный дизайнер форм. Кроме того, консольный компилятор PascalABC.NET функционирует на Linux и MacOS под Mono.

История развития PascalABC.NET

В 2003 году на факультете математики, механики и компьютерных наук ЮФУ была создана учебная среда программирования PascalABC. Система представляла собой интегрированную оболочку со встроенным интерпретатором языка программирования Pascal, близкого к языку Delphi. Несмотря на неполную реализацию языка, она стала удачной заменой устаревшей системе Turbo Pascal в первоначальном обучении программированию. Как учебную систему её использовали во многих регионах СНГ. В каталоге Soft@Mail.ru программа PascalABC в 2006 году признавалась программой недели.

В 2005—2006 годах система была полностью переработана: изменена её архитектура — на полноценный компилятор языка, близкого к Delphi, с расширениями, связанными с платформой .NET. Новая система получила название PascalABC.NET. В июне 2009 года появилась первая стабильная версия PascalABC.NET 1.2.

В сентябре 2009 г. появилась веб-среда разработки WDE, не требующая установки PascalABC.NET на локальный компьютер и позволяющая запускать программы на PascalABC.NET непосредственно из окна браузера. Веб-среда разработки была закрыта в октябре 2017 года.

В августе 2011 г. осуществлен переход на .NET 4.0 (версия 1.8).

В феврале 2013 г. вышла версия PascalABC.NET 2.0 с дизайнером форм и поддержкой проектов.

15 мая 2013 г. вышла версия 2.1 с английской локализацией интерфейса и сообщений об ошибках.

15 февраля 2014 г. вышла версия PascalABC.NET 2.2. Многократно ускорено обращение к символам строки на запись.

28 августа 2015 г. вышла версия PascalABC.NET 3.0. PascalABC.NET стал свободным и распространяется под лицензией LGPLv3.

12 февраля 2016 г. вышла версия PascalABC.NET 3.1. Появились кортежи и срезы, значительно обновлена стандартная библиотека.

29 августа 2016 г. вышла версия PascalABC.NET 3.2. Появились операторы yield и yield sequence, обновлена стандартная библиотека.

30 августа 2017 г. вышла версия PascalABC.NET 3.3. Появились стандартные модули GraphWPF и Graph3D, обновлена стандартная библиотека.

11 февраля 2018 г. вышла версия PascalABC.NET 3.3.5. Добавлен стандартный модуль NumLibABC (учебная библиотека численных методов), реализованы форматные строки и операция возведения в степень. В полную версию дистрибутива (для Windows Vista и выше) интегрирована .NET 4.7.1, для Windows XP оставлен дистрибутив с .NET 4.0.

25 мая 2018 г. вышла версия PascalABC.NET 3.4. Реализовано некоторое подмножество Pattern Matching, расширенный оператор is.

1 сентября 2018 г. вышла версия PascalABC.NET 3.4.2. Реализованы расширенные свойства, расширенные индексные свойства и автосвойства, добавлен модуль WPFObjects как замена устаревшему ABCObjects.

25 мая 2019 г. вышла версия PascalABC.NET 3.5. В Pattern Matching добавлена возможность сопоставления со списками, кортежами и константами.

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);

( * и * ) (начало и конец комментария).

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В таблице 3.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Pascal.

Служебные слова языка Pascal
Таблица 3.1 Служебные слова

Служебные слово языка Pascal Значение служебного слова
and и
array массив
begin начало
do выполнить
else иначе
for для
if если
of из
or или
procedure процедура
program программа
repeat повторять
then то
to до (увеличивая до)
until до (до тех пор, пока)
var переменная
while пока

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

Типы данных, используемые в языке Pascal
Таблица 3.2 Раздел описания типов

Идентификатор Длина байт Диапазон значений Операции
Целые типы
integer 2 -32768..32767 + – / * Div Mod >=
byte 1 0..255 + – / * Div Mod >=
word 2 0..65535 + – / * Div Mod >=
shortint 1 –128..127 + – / * Div Mod >=
longint 4 –2147483648..2147483647 + – / * Div Mod >=
Вещественные типы
real 6 2.9*10 -39 — 1.7*10 38 + – / * >=
single 4 1.5*10 -45 — 3.4*10 38 + – / * >=
double 8 5*10 -324 — 1.7*10 308 + – / * >=
extended 10 3.4*10 -4932 — 1.1*10 4932 + – / * >=
Логический тип
boolean 1 TRUE FALSE Not And Or Xor >=
Символьный тип
char 1 все символы кода ASCII + >=

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

Структура программы на языке Pascal

В программе, записанной на языке Pascal, можно выделить:

  1. заголовок программы;
  2. блок описания используемых данных;
  3. блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант ( const ), раздела описания переменных ( var ) и некоторых других разделов. В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы. Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Типы Pascal

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Общая структура программы

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в Таблице 3.2 Раздел описания типов. Выражения в языке Pascal конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рисунок 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

Рисунок 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания
Программа на языке Pascal проходит три этапа обработки:
  • Создание текста программы;
  • Компиляция;
  • Исполнительная система.
Этапы обработки программы

При компиляции в память ЭВМ загружается программа – компилятор. Она переводит текст программы с Pascal на язык машинных команд (ЯМК). Компилятор производит синтаксический контроль программы и при обнаружении ошибок выводит сообщение. Если ошибок нет, то результатом компиляции является программа на ЯМК. Затем компилятор удаляется из оперативной памяти. В памяти остается только программа на ЯМК, которая выполняется для получения результатов.

Типы ошибок, выявляемых при отладке программы:
  • Синтаксические ошибки в тексте (неверно записаны операторы),
  • Ошибки при выполнении программы (недопустимые математические действия, операции с числами, превосходящими предельные значения),
  • Алгоритмические ошибки (неверно составлен или запрограммирован алгоритм), и заканчивается, как правило написанием новой программы, поскольку каждый программист знает, что программу можно усовершенствовать до бесконечности, а отлаженную программу лучше не изменять.
САМОЕ ГЛАВНОЕ

Pascal — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Pascal используются различные типы данных: целочисленный ( integer ), вещественный ( real ), символьный ( char ), строковый ( string ), логический ( boolean ) и другие.

В программе, записанной на языке Pascal, можно выделить:

  1. заголовок программы;
  2. описание используемых данных;
  3. описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Общая структура программы
Общие сведения о языке программирования Python
Общие сведения о языке программирования Python
  • язык программирования
  • программа
  • алфавит
  • служебные слова
  • типы данных
  • структура программы
  • оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Как и люди, компьютеры «говорят» на разных языках, только языки эти — компьютерные. Компьютерный язык служит для того, чтобы переговариваться с компьютером, используя команды, понятные и компьютеру, и человеку. Некоторые языки программирования названы в честь людей (например, Ада и Паскаль), другие названия являются простыми акронимами, то есть аббревиатурой (к примеру, BASIC — от англ. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code, универсальный код символических инструкций для начинающих), и уж совсем немногие языки названы в честь телевизионных шоу — как Python. О да, язык программирования Python (произносится «Пайтон», с ударением на первый слог, хотя имейте в виду, что в России многие называют язык просто «питон») получил свое имя благодаря телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона», так что змея питон здесь вовсе ни при чем.

Python — язык программирования высокого уровня, предназначенный для самого широкого круга задач. С его помощью можно обрабатывать различные данные, создавать изображения, работать с базами данных, разрабатывать Web-сайты.

Гвидо ван Россум

Гвидо ван Россум

Разработка языка Python была начата в конце 1980-х годов сотрудником голландского института CWI Гвидо ван Россумом. Опубликован исходный текст в феврале 1991 года.

Чтобы установить Python в системе Microsoft, откройте веб-браузер, введите адрес http://www.python.org/ и скачайте последнюю версию программы-установщика Python 3 для Windows (для этого зайдите в меню Downloads и выберите Windows).

Гвидо ван Россум — голландский программист, прежде всего известный как автор языка программирования Python. Среди разработчиков Python Гвидо известен как «великодушный пожизненный диктатор» (BDFL) проекта, что означает, что он продолжает наблюдать за процессом разработки Python, принимая окончательные решения, когда это необходимо. С июля 2018 года Гвидо ушел в постоянный отпуск от диктаторства, оставив за собой право быть обычным разработчиком.

Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Python, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

  • латинские прописные и строчные буквы ( А, В, С, . X, Y, Z, а, b, с, . х, у, z );
  • русские прописные и строчные буквы (можно использовать, но это является очень плохим стилем);
  • арабские цифры ( 0, 1, 2, . 7, 8, 9 );
  • специальные символы (знак подчёркивания » _ «; знаки препинания » . , : ; » «» ! «; круглые, квадратные и фигурные скобки » (), [], <> «; знаки арифметических операций » +, -, *, /, =, >, » и » @, $ «, » # » — знак однострочного комментарий и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

«»» и «»» или »’ и »’ — утроенные кавычки или апострофы (начало и конец комментария, многострочный комментарий).

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В таблице 3.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Python.

Для обозначения переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.

Прописные и строчные буквы в именах различаются, например, f и F — две разные переменные.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем использовать имена, передающие смысл объекта.

Служебные слова языка Python
Таблица 3.1 Служебные слова

Служебные слово языка Python Значение служебного слова
and и
break прервать
else иначе
False ложь
float вещественный (с плавающей точкой)
for для
if если
input ввод
int целый
list список (массив)
or или
print печать
str строковый (цепочка символов)
True истина
while пока
Типы данных, используемые в языке Python

В языке Python используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных (таблица 3.2).

Типы данных, используемые в языке Python
Таблица 3.2 Раздел описания типов

Название Обозначение Допустимые значения Пример
Целочисленный int (integer) сколь угодно большие, размер ограничен оперативной памятью 325
Вещественный float Любые числа с дробной частью 9.23 0.0 -1.7e-6
Строковый str (string) Любые символы из таблицы Unicode «hello! » «x text-center align-middle»>Логический bool (boolean) False и True

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

Тип переменной определяется в тот момент, когда ей присваивается новое значение.

Первая программа на языке Python

Изучение языков программирования принято начинать с программы, выдающей надпись: «Привет, мир!». Посмотрим, как это будет выглядеть на Python:

Программы на языке Python чаще всего выполняются интерпретатором, который читает очередную команду и сразу её выполняет, не переводя всю программу в машинный код конкретного процессора. Можно работать в двух режимах:

  • через командную строку (в интерактивном режиме), когда каждая введённая команда сразу выполняется;
  • в программном режиме, когда программа сначала записывается в файл (обычно имеющий расширение .ру )

Для запуска программы выбираем в меню Пуск/Программы/Python 3.?/IDLE. В результате откроется окно PythonShell, в котором символы >>> означают приглашение ввести команду. После ввода строки нажимаем клавишу Enter . На следующей строке сразу отобразиться результат, а далее приглашение для ввода новой команды. Последовательность выполнения показана ниже:

Первая программа

Первая программа

Примечание: символы >>> вводить не нужно, они вставляются автоматически

Для создания файла с программой в меню File выбираем пункт NewFile. В открывшемся окне набираем код Первой программы, а затем сохраняем его под именем test.py , выбрав пункт меню File/SaveAs. Запустить программу на выполнение можно, выбрав пункт меню Run/RunModule или нажав клавишу F5 .

Существуют ресурсы для запуска и отладки программ на Pythononline. Например:

Оператор присваивания. Вычисления

Выражения в языке Python конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Нельзя указывать в правой части выражения переменные, которые не были заранее созданы (определены). Так для переменных c и d все входящие переменные были заданы выше.

Следующая строка ошибочна

так как переменная x из правой части ранее не была создана.

В Python разрешено множественное присваивание.

Запись а = b = 0 равносильна паре операторов b = 0; а = 0

Так же часто используют сокращенную запись арифметических операций:

Таблица сокращений

Сокращенная запись Полная запись
a += b а = а + b
а -= b а = а — b
а *= b а = а * b
а /= b а = а / b
САМОЕ ГЛАВНОЕ

В языке Python используются различные типы данных: целочисленный ( int ), вещественный ( float ), строковый ( str ), логический ( bool ) и другие.

Тип переменной определяется в тот момент, когда ей присваивается новое значение.

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных»

Двадцать первый век – это век высоких технологий. Очень быстро развивается техника. Мы уже с вами привыкли, что год за годом появляются всё новые и новые изобретения, которые влияют на нашу жизнь. В частности, это касается появления новых моделей компьютеров, телефонов, планшетов и много другого.

Сейчас человек не может себя представить без компьютера или телефона.

Мы привыкли, что с их помощью легко можно связаться с любым человеком, где бы мы не находились. А также зайти, например, в интернет и найти нужную вам информацию.

Но развитие такой техники не мыслимо без программирования. В наше время изучать и знать программирование престижно и полезно. С помощью программирования создаётся программное обеспечение компьютера: программы, игры, приложения.

Существует множество языков программирования. Например, С++, С#, Java, DELFI, Pascal и так далее. Можно перечислять очень долго.

Но для того, чтобы научиться создавать программы на таких языках, как С# или Java, необходимо изучить один из более простых. Например, тот, который преподают вам в школе – Pascal. Так как после изучения простого языка, вам будет легче понять более сложные языки программирования.

Итак, на этом уроке мы с вами узнаем, что такое языки программирования, программы, изучим алфавит и словарь языка Pascal, а также узнаем какие существуют типы данных.

Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. В свою очередь, программа – это запись алгоритма на языке программирования. То есть, когда мы с вами написали алгоритм действий компьютера на языке программирования Pascal – мы создали программу.

Pascal – один из наиболее известных языков программирования, а также является базой для ряда других языков.

Язык Pascal был создан в 1968–1969 годах швейцарским учёным, специалистом в области информатики Никлаусом Виртом.

Он получил своё название в честь французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, умеющую складывать два числа.

Первая же публикация Никлауса Вирта о языке Pascal была сделана в 1970 году.

Pascal является одним из языков, на основе которых создавались и развивались другие языки программирования. К примерам можно отнести MODULA-2, который был также разработан Никлаусом Виртом в 1978 году.

С помощью языка Pascal можно создавать программы для решения вычислительных задач, обработки текстов, построения графических изображений и много другого.

То есть это универсальный язык программирования. Также он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные свойства. То есть компьютер последовательно выполняет написанный алгоритм действий.

А сейчас мы переходим к алфавиту и словарю языка Pascal.

Любой язык программирования базируется на алфавите языка.

Алфавит языка – это набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. В алфавит языка Pascal входят латинские прописные буквы, латинские строчные буквы, арабские цифры и специальные символы. К специальным символам относятся знаки препинания, знак подчёркивания, круглые, квадратные и фигурные скобки, знаки арифметических действий и многое другое.

Также в алфавите языка есть неделимые элементы. Это составные символы, которые нельзя разрывать. К ним относятся знак операции присваивания (двоеточие равно), знаки больше либо равно и меньше либо равно. Для того, чтобы поставить этот знак в программе нужно поставить знак больше, а затем равно. А для знака меньше или равно, необходимо поставить знак меньше, затем равно. Всё знаки записываются без пробела. Также к составным символам относится начало и конец комментария. Сам комментарий, который вы ходите оставить, необходимо написать после знака «двойной слеш».

Помимо этого, в языке программирование существует такое понятие как служебные слова.

Служебные слова – это цепочки символов, которые рассматриваются как единые смысловые элементы с фиксированным значением.

В таблице ниже приведены основные служебные слова, которые вы будете использовать при написании программы на языке Pascal.

Их все важно помнить наизусть. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Например, в самом начале написания программы нужно указать, что это программа при помощи служебного слова program. Для того, чтобы начать записывать порядок действий, нужно записать служебное слово «Начало» («begin»). Слово же end с точкой в конце указывает на то, что это конец написанной нами программы. И так далее. Все служебные слова вы изучите в процессе обучения языку Pascal.

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена. Имена – это любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символов подчёркивания. Следует запомнить, что при задании имени следует использовать латинский алфавит, а имя должно начинаться с буквы или символа подчёркивания. Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Имя не должно совпадать ни с одним служебным словом языка программирования.

Давайте выполним задание.

Необходимо указать неверные имена и объяснить, почему они неверны.

Итак, первое имя «F». Это является верным, так как ничего лишнего нет, и оно написано латинской буквой.

Второе «d4» также является верным. Так как на первом месте стоит буква.

Третье «мама» является неверным, так как оно написано на русском языке.

Четвёртое «7а» является также неверным, так как на первом месте должна стоять буква или символ подчёркивания, а у нас стоит цифра.

Пятое имя «_nsw1» является верным. Оно состоит из знака подчёркивания, латинских букв и цифры. Знак подчёркивания можно ставить на первое место.

Идём дальше. Шестое имя «begin». Оно является неверным. Нельзя задавать такое имя, так как это служебное слово.

Седьмое – «a + b» является неверным, так как нельзя использовать в имени арифметические знаки.

Восьмое «mid_d» и девятое «min» являются верными.

И последнее, десятое «мин» – неверно, так как написано на русском языке.

Длина имени может быть любой. Но для удобства лучше пользоваться именами, длина которых не превышает восьми символов.

Также нам сегодня нужно узнать, какие типы данных существуют в языке Pascal.

Типы данных делятся на числовые, символьный, строковый и логический.

К числовым относятся следующие типы: integer, byte и real. Существуют и другие числовые типы. Но мы будем с вами рассматривать только эти.

Символьный тип char. Строковый – string и логический boolean.

Давайте рассмотрим их более подробно с помощью таблицы.

С целочисленным типом (integer) вы уже знакомы. Это основной тип данных, он задаётся для переменных, которые будут содержать в себе целые числа в диапазоне, предоставленном в таблице. Но стоит заметить, что для переменных целого типа в различных версиях программы Pascal диапазон допустимых значений может быть различным. Так, например, в программе PascalABC.net тип integer будет иметь следующий диапазон: -2147483648 … 2147483647. А в Turbo Pascal он будет таким: -32768 … 32767.

Переменные данного типа будут занимать 2 байта вместе со знаком.

Второй тип данный – byte. Значение, которое принимает переменная будет занимать 1 байт. Сюда будут входить числа от 0 до 255 включительно.

Следующий тип данных – вещественный (real). Он применяется в основном для вещественных или дробных чисел. Важно помнить, что в вещественном числе в языке программирования целая часть от дробной отделяется точкой. Также перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа ставить нельзя. Допустимый диапазон вы можете видеть в третьем столбце. Переменные данного типа будут занимать 6 байт.

Далее идёт символьный тип (char). Сюда может входить любой символ алфавита. Но только один. Это может быть, как строчная или прописная буква, так и цифра. Область памяти, которая выделена под этот тип равна 1 байту.

Следующий тип данных – строковый (string). Переменная может включать в себя любую последовательность символов, длинна которой не должна превышать 255 символов. Переменные данного типа будут занимать 1 байт на один символ.

И последний тип – логический (boolean). При этом типе данных переменная может принимать одно из двух значений: True или False. Область памяти для переменной этого типа равна 1 байту.

А сейчас давайте соотнесём переменные с наиболее подходящими типами данных. Нам дано 6 переменных со значениями и 6 типов данных.

Итак, смотрим на переменную А. Она равна 356. Это целое число, значит тип данных целочисленный (integer).

B := 0.15. Это дробное число. Значит тип данных вещественный (real).

C := ‘B’. Переменная равна одному символу. Значит это символьный тип (char).

Далее, D := ‘Max’. Здесь у нас в переменной находится несколько символов, значит это уже строка. Соответственно тип данных – строковый (string).

E := true. Это логический тип (boolean).

F := 15. Это тип byte.

А сейчас пришла пора подвести итоги урока.

Сегодня мы с вами узнали, что такое языки программирования, кто и когда создал язык программирования Pascal. Изучили, что входит в алфавит этого языка, а также научились отличать верные имена от неверных. Ближе познакомились с типами данных и выполнили упражнение, с помощью которого научились различать типы данных.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Рекомендуем вам зайти на сайт PascalABC.NET. Здесь вы найдёте много полезной информации для начинающих программистов, сможете скачать систему программирования PascalABC.NET.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

• латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
• латинские строчные буквы (а, Ь, с, . х, у, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и <= (знаки ≥ и ≤);
(* и *) (начало и конец комментария).

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В таблице 3.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.

Таблица 3.1

Служебные слова языка Паскаль

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

3.1.2. Типы данных, используемые в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Некоторые типы данных в языке Паскаль

1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы.

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

Электронное приложение к уроку

Презентации, плакаты, текстовые файлы Вернуться к материалам урока Ресурсы ЭОР

Cкачать материалы урока

Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» (Open Document Format)

Ссылка на основную публикацию