#1 Начало программирования. Минимальная программа. Комментарии в коде. Тело программы и операторные скобки. Паскаль
Перейдём к разбору основ программирования на языке Pascal (см. наш онлайн-учебник).
Минимальная программа на языке Паскаль выглядит следующим образом:
Запустите её в вашей среде разработки программ и посмотрите что произойдёт.
Переносы строк не важны, но нужны
На самом деле эту программу можно было бы записать короче — в одну строчку:
Дело в том, что в Паскале при выполнении других правил языка (т.н. «синтаксиса»), переносы строк не играют никакой роли, но тем не менее программу никогда не пишут в одну строчку, чтобы код был более понятным для человека (программиста).
Если говорить, более наукообразно, то можно сказать, что:
Комментарии к коду и в коде
Также для «увеличения понятности» используют т.н. комментарии — это специально оформленные строки внутри кода, которые никак не влияют на поведение программы и её работу. Написаны комментарии могут быть на любом человеческом языке, в том числе и на русском языке.
Если точнее — закомментированы могут быть любые символы и состоящие из них слова, всё что можно набрать в редакторе программного кода, то можно и закомментировать.
Виды комментариев
- Однострочные комментарии — такой комментарий размещается на одной строке и чтобы начать его, надо использовать две косые черты, идущие подряд, например:
Здесь слова «начало программы», да и сами две косые черты (или «две дробные черты», или «два прямых слэша», «два слэша» — это всё названия одного и того же) не влияют на работу программы и не воспринимаются средой разработки Паскаль.
Комментарий может начинаться в любом месте строки и в любой строке программы, например:
Далее вы увидите ещё много примеров использования комментариев.
Перепишем часть комментариев из предыдущего примера в многострочном стиле, например так:
— то есть в многострочных комментариях каждую строку отмечать особо не требуется.
Как было сказано выше можно закомментировать любой фрагмент, в том числе всю программу, например:
— тогда ни одной строчки выполнено не будет.
Ещё раз об отличиях и возможностях однострочных и многострочных комментариев
Также нужно понимать, что с помощью многострочных комментариев можно закомментировать только одну строку, например:
или часть строки:
а можно и несколько строк:
С помощью однострочных можно закомментировать только одну строку (если открывающие символы стоят в начале), например:
Или только часть строки, которая начинается с открывающих однострочный комментарий символов:
Закомментировать несколько строк одним однострочным комментарием не получится (на то он и однострочный).
Зачем нужны комментарии
Комментарии нужны, чтобы:
- объяснять/пояснять что происходит в конкретном фрагменте кода, при этом не влияя на сам кода, например:
— в теле этой программы есть одно действие.
— тело этой программы фактически пусто.
Тело программы. Операторные скобки
Далее с помощью комментариев мы будем добавлять пояснения к коду.
Таким образом очень удобно совмещать код и пояснения к нему.
Итак, поясним что такое операторные скобки и тело программы:
Также покажем где находится тело программы с помощью комментариев:
Операторные скобки нужны, чтобы показать где именно будут описаны (с помощью Паскаля) действия программы. По сути «жизнь» кода происходит именно в окружении главных операторных скобок.
Операторные скобки
Операторные скобки — скобки или команды, определяющие в языке программирования блок команд, воспринимаемый как единое целое, как одна команда.
Примеры
- , Ада: «begin» и «end». , PHP,
- : может использоваться «do» и «end», «<» и «>» а также различные комбинации операторов с переводом строки и «end»
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Операторные скобки» в других словарях:
Скобки — У этого термина существуют и другие значения, см. Скобки (значения). Сюда перенаправляются запросы 🙂 и некоторые другие, начинающиеся с двоеточия. О них см. статью смайлик. ( ) Название символа Скобки Юникод U+0028 29 HTML … Википедия
Блок (программирование) — У этого термина существуют и другие значения, см. Блок. Блок кода, блок команд, блок инструкций часть кода, которая сгруппирована и воспринимается как единое целое (похоже на параграф). Блоки могут состоять из одного или нескольких… … Википедия
Python — У этого термина существуют и другие значения, см. Python (значения). Python Класс языка: му … Википедия
Пайтон — Python Класс языка: функциональный, объектно ориентированный, императивный, аспектно ориентированный Тип исполнения: интерпретация байт кода, компиляция в MSIL, компиляция в байт код Java Появился в: 1990 г … Википедия
Блок кода — Блок кода, блок команд, блок инструкций часть кода, которая сгруппирована и воспринимается как единое целое (похоже на параграф). Блоки могут состоят из одного или нескольких операторов, а также могут быть пустыми. В Си, C++, и некоторых других… … Википедия
Блок инструкций — Блок кода, блок команд, блок инструкций часть кода, которая сгруппирована и воспринимается как единое целое (похоже на параграф). Блоки могут состоят из одного или нескольких операторов, а также могут быть пустыми. В Си, C++, и некоторых других… … Википедия
Блок команд — Блок кода, блок команд, блок инструкций часть кода, которая сгруппирована и воспринимается как единое целое (похоже на параграф). Блоки могут состоят из одного или нескольких операторов, а также могут быть пустыми. В Си, C++, и некоторых других… … Википедия
Блок программирование — Блок кода, блок команд, блок инструкций часть кода, которая сгруппирована и воспринимается как единое целое (похоже на параграф). Блоки могут состоят из одного или нескольких операторов, а также могут быть пустыми. В Си, C++, и некоторых других… … Википедия
Индийская языковедческая традиция — Индийская языковедческая традиция совокупность способов описания и осмысления языка и результатов их применения, сложившаяся в Индии в 1‑й половине 1‑го тыс. до н. э. и существующая до сих пор. И. я. т. возникла, отвечая потребности уберечь от… … Лингвистический энциклопедический словарь
C++ — У этого термина существуют и другие значения, см. C. См. также: Си (язык программирования) C++ Семантика: мультипарадигмальный: объектно ориентированное, обобщённое, процедурное, метапрограммирование Тип исполнения: компилируемый Появился в … Википедия
Операторные скобки
Если в условных и циклических конструкциях требуется выполнение не одного, а нескольких операторов, то их необходимо заключить в так называемые операторные скобки <> (как в Pascal begin и end).
Ввести с клавиатуры 3 параметра и вычислить их произведение, сумму.
Определить, чётным или нечётным является число, вводимое с клавиатуры.
Просуммировать набор из десяти целых чисел, начиная с 10-ти (с помощью for, while, do while).
Составить программу, которая запрашивает у пользователя целое число и выводит квадрат, куб и пятую степень этого числа.
Определить, делится a на b нацело, если нет, найти остаток от деления.
Просуммировать набор чисел от 1 до 10 (с помощью for, while, do while).
Составить программу, которая запрашивает у пользователя количество дней в текущем месяце и сегодняшнее число. Программа выводит сообщение о том, сколько дней осталось до конца текущего месяца.
Составить программу, которая запрашивает возраст и выводит сообщение: «ребёнок», «взрослый» или «пожилой человек».
Составить программу, которая бы спрашивала у пользователя число а и n, и возводила бы а n-раз в квадрат (с помощью for, while, do while).
Составить программу, которая запрашивает у пользователя год его рождения и текущий год и выводит возраст пользователя.
Составить программу, которая запрашивает пользователя, в какой группе он учится, и выводит сообщение на каком он курсе.
Получить произведение чисел от 5 до 25 (с помощью for, while, do while).
Найти объём коробка спичек, если длина, высот и ширина вводится пользователем.
Составить программу, которая спрашивает у пользователя число и месяц рождения и выводит знак зодиака.
Найти разность квадратов чисел от 10 до 15 (с помощью for, while, do while).
Составить программу вычисления максимума M(n, p).
Решить уравнение ax 2 + bx + c=0.
Найти произведение кубов чисел от 15 до 25 (с помощью for, while, do while).
Составить программу, вычисляющую V усечённой пирамиды по формуле V=1/3(Q+q+)h, Q,q — площади основания, h — высота
Составить программу, вычисляющую М=n-p, если n>p и M=p-n, если n<=p.
Найти разность кубов чисел от 5 до 16 (с помощью for, while, do while).
Найти идеальный вес пользователя по формуле идеал_вес=рост-100.
Вывести на экран количество корней уравнения ax 2 +bx+c=0.
Ряд чисел от 1 до 10 возвести в квадрат и увеличить на единицу (с помощью for, while, do while).
Найти среднее арифметическое пяти введённых параметров.
Составить программу, запрашивающую год рождения пользователя и текущий год, и выводящую возраст пользователя.
Найти произведение квадратов чисел от 16 до 30 (с помощью for, while, do while).
Решить уравнение x=-y 2 -a.
Составить программу, запрашивающую у пользователя возраст ребёнка и выводящую, в каком классе он учится.
Ряд чисел от 10 до 20 возвести в куб и уменьшить на 10 (с помощью for, while, do while).
Лабораторная работа № 2 «Однородные структурные типы данных»
Цель: Научиться работать с одномерными, двумерными массивами и строками.
Одномерные массивы
Массив представляет собой структуру данных, которая позволяет одной переменной хранить несколько значений.
Объявление массива
Тип_прмн — тип элементов массива;
имя_масс — имя массива;
кол-во_элем — количество элементов массива;
float massiv1[10];// массив из 10 вещественных чисел
int massiv2[20];// массив из 20 целых чисел
Инициализация массива
При объявлении массива можно присвоить начальные значения элементам массива. Если при объявлении массива используется список инициализаций, то размер массива указывать необязательно:
int mas[]=<1,2,3,4,5,8>// длину массива компилятор вычисляет по количеству начальных значений
Если размер массива указан явно, то количество начальных значений не может быть больше количества элементов массива. Если количество начальных значений меньше, чем объявленная длинна массива, то начальные значения получат только первые элементы массива:
Для обращения к элементу массива необходимо указать имя массива и номер нужного элемента:
Важно помнить, что С++ всегда использует 0 для индекса первого элемента массива, а индекс последнего элемента на единицу меньше размера массива. Например, для массива massiv2 (см. пример 1) обращение к 20-му элементу массива massiv2[20]=1, вызовет ошибку времени выполнения программы. То есть компилятор эту ошибку «пропустит» (не выдаст сообщение об ошибке), а во время выполнения программы произойдёт сбой.
Пример: Заданы два вектора в пространстве размерности 10. Координаты вектора вводятся с клавиатуры. Найти скалярное произведение векторов.