Способы поступления МПЗ. Формирование их фактической себестоимости в «1С:Бухгалтерии 8»
Материально-производственные запасы (МПЗ) могут поступать в организацию несколькими способами. Среди них наиболее известны и чаще встречаются в практике ведения бухгалтерского и налогового учета следующие:
- Взнос материалов в уставной капитал.
- Покупка МПЗ у российского поставщика.
- Импорт материалов (покупка МПЗ у иностранного поставщика в валюте, отличной от рублей).
- Безвозмездное получение материалов.
- Поступление материалов вследствие инвентаризации.
- Получение материалов вследствие ликвидации ОС.
Давайте посмотрим, каким образом программный продукт «1С:Бухгалтерия 8» может нам помочь отразить их в учете.
Взнос материалов в уставный капитал
Материалы могут быть внесены учредителями в качестве доли в уставном капитале компании. Для отражения этой операции можно воспользоваться документом Операция (бухгалтерский и налоговый учет): заполняем табличную часть, как показано на рисунке 1. Если материалов несколько — делаем несколько проводок Дебет 10.01 Кредит 75.01 с указанием необходимой аналитики по материалам на счете 10.01.
Покупка МПЗ у российского поставщика
Самым распространенным видом поступления МПЗ в организацию по праву является покупка, приобретение их у поставщиков. Для отражения данной операции воспользуемся документом Поступление товаров и услуг. На закладке Товары необходимо внести данные по товарной накладной, полученной у поставщика. Обращаем внимание: несмотря на то, что заполняется табличная часть Товары, в поле Счет учета необходимо проставить счет 10.01. Это можно сделать как вручную, так и автоматически, заполнив регистр сведений Счета учета номенклатуры (см. рис. 2).
Импорт материалов
При импорте материалов мы также используем документ Поступление товаров и услуг, т. к. по своей сути такое поступление тоже является покупкой, но только у иностранного поставщика. Отличие состоит в том, что в случае импорта на закладке Товары ставка НДС указывается Без НДС (см. рис. 3) . Есть еще несколько нюансов при заполнении документа, на которых ниже остановимся чуть подробнее.
Для начала обращаем внимание на то, что договор с контрагентом должен быть в валюте. Для этого необходимо войти в сам договор (поле Договор в документе Поступление товаров и услуг) и проверить, а может быть и установить нужную вам валюту взаиморасчетов.
Также в этом случае может потребоваться ввести номер Грузовой Таможенной Декларации (ГТД) для поступающих в организацию материалов. Для этого необходимо включить видимость полей для указания страны происхождения и номера ГТД (изначально эти поля выключены): щелкнуть правой кнопкой мыши в любом месте табличного поля. В появившемся окне нужно проставить «Галочки» в строках «Страна происхождения» и «Номер ГТД» и нажать «ОК» (рис. 3.1).
Указываем страну происхождения и номер ГТД, выбрав их из справочника или создав новые (см. рис 3.2). Проводим документ.
Если в документе большое количество строк, то можно воспользоваться групповым добавлением. Для этого нудно нажать кнопку Изменить документа Поступление товаров и услуг, как показано на рисунке 3. Она позволит изменить или добавить реквизит табличной части ко всему документу. На рисунке 4 приводится пример установки реквизита Номер ГТД для всего документа целиком.
Безвозмездное получение материалов
Безвозмездное получение материалов достаточно редкий случай в наше время, но не упомянуть о нем нельзя. При использовании данного метода поступления следует помнить, что согласно статье 575 ГК РФ, в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение на сумму, превышающую пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). При отражении данной операции можно воспользоваться документом Операция (бухгалтерский и налоговый учет), как показано на рисунке 5. Отразим в нем проводку Дебет 10.01 Кредит 98.02 с соответствующей аналитикой.
Поступление материалов по результатам инвентаризации
Проведя инвентаризацию, организация может обнаружить на складе материалы, не учтенные по каким-либо причинам. Это так называемые «излишки». Чтобы принять такие материалы к учету и правильно отразить их в программе «1С:Бухгалтерия 8», следует воспользоваться документом Оприходование товаров. Данный документ может быть введен вручную или на основании фактически проведенной инвентаризации с отражением данных об излишках материалов в документе Инвентаризация товаров на складе (см. рис. 6).
Важно заметить, что расходы на приобретение имущества в виде: безвозмездно полученных материальных ценностей; излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации; материалов, полученных при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств — не учитываются в целях налогообложения по налогу на прибыль. Поэтому при заполнении документа Оприходование товаров в строке Статья доходов нужно указывать статью прочих доходов и расходов, не принимаемую к налогообложению (см. рис. 7, 8).
Получение материалов при ликвидации ОС
Достаточно распространены случаи, когда материалы в организации появляются после ликвидации одного из объектов основных средств. В результате ликвидации компания может получить запчасти, металлолом и прочие нужные в хозяйстве материалы, которые после определения их рыночной стоимости должны быть занесены в программу с помощью уже рассмотренного выше документа Оприходование товаров. Здесь, как и в предыдущем пункте, снова обращаем внимание на статью доходов (см. рис. 9).
Способы поступления МПЗ. Формирование их фактической себестоимости в «1С:Бухгалтерии 8». Заключение
В данной статье мы рассмотрели некоторые наиболее распространенные способы поступления МПЗ в компанию, а также привели примеры увеличения себестоимости МПЗ. Рассмотрев все приведенные варианты, вы убедились, что программа «1С:Бухгалтерия 8» позволяет с помощью несложных действий отражать указанные операции достаточно быстро и правильно. Надеемся, что данные рекомендации помогут вам в вашей работе.
Варианты формирования фактической себестоимости МПЗ
С помощью описанных выше ситуаций мы показали, каким образом материалы могут поступать в организацию. Теперь давайте рассмотрим основные варианты увеличения фактической себестоимости МПЗ в программе «1С:Бухгалтерия 8»:
- Отражение таможенных расходов при приобретении импортных материалов.
- Отражение транспортных расходов, страховки, погрузо-разгрузочных работ и прочих расходов, увеличивающих себестоимость материалов.
- Комплектация материалов.
Отражение таможенных расходов при приобретении импортных материалов
Выше мы продемонстрировали, каким образом импортные материалы могут быть оприходованы на склад. Сейчас давайте рассмотрим, как же нам отразить дополнительные таможенные расходы, тем самым увеличив себестоимость материалов, полученных через операцию импорта МПЗ. Для этого воспользуемся документом ГТД по импорту.
В шапке документа указывается контрагент и договор, заключенный с ним. В нашем случае контрагент — это «Зеленоградская таможня». На первой закладке Основные заносится номер ГТД и сумма таможенного сбора (см. рис. 10).
Вторая закладка Разделы ГТД предназначена для распределения дополнительных расходов на себестоимость полученных МПЗ. Для того, чтобы это сделать, необходимо сначала заполнить саму табличную часть материалами, поступившими по импорту, на которые должны распределиться дополнительные расходы по таможне. Для этого можно воспользоваться кнопкой Заполнить, как показано на рисунке 11 и выбрать пункт Добавить из поступления. Табличная часть заполнится видами материалов из выбранного документа Поступление товаров и услуг.
На этой же закладке, при необходимости, указываются другие реквизиты: Таможенная стоимость, Пошлина, НДС и т.д, которые и будут распределяться, после чего следует нажать на кнопку Распределить.
При проведении данного документа, дополнительные расходы распределятся на все МПЗ табличной части и увеличат себестоимость запасов.
Отражение транспортных расходов, страховки, погрузо-разгрузочных работ и прочих расходов, увеличивающих себестоимость материалов
Помимо расходов на таможне, увеличивающих стоимость импортных материалов, есть и другие расходы, влияющие на их стоимость. Причем они могут быть отражены как в отношении МПЗ, купленных в России, так и импортных материалов. К ним можно отнести транспортные расходы, страхование, акцизы, оплату простоя машины и т. д. Все эти расходы можно отразить с помощью документа Поступление доп. расходов.
Важной особенностью данного документа является то, что он позволяет распределять дополнительные расходы на стоимость как пропорционально количеству указанных в документе материалов, так и пропорционально их стоимости. Также возможен ручной ввод суммы расходов по каждому материалу в отдельности.
Заполнение табличной части материалами происходит, как и в документе ГТД по импорту, по кнопке Заполнить и выбора одного из вариантов заполнения: либо Добавить из поступления, либо Заполнить по поступлению. Отличаются эти варианты заполнения табличной части нужными материалами тем, что при выборе варианта Добавить из поступления у вас не будет очищаться табличная часть, а материалы лишь добавятся к уже существующим, в то время как при варианте Заполнить по поступлению табличная часть будет очищена и в нее попадут лишь материалы, которые содержатся в выбранном вами документе Поступление товаров и услуг (см. рис. 12).
Комплектация материалов
Иногда, в процессе работы бухгалтер сталкивается с проблемой, когда необходимо собрать из нескольких материалов один или, наоборот, разобрать определенный МПЗ на несколько комплектующих. Примером может служить закупка комплектующих компьютера с дальнейшей сборкой системного блока. Для решения этого вопроса можно воспользоваться документом Комплектация номенклатуры.
Рассмотрим вариант сборки МПЗ. Документ Комплектация номенклатуры имеет довольно простую форму и всё, что требуется пользователю — это в поле Номенклатура указать получившийся МПЗ, а в табличной части Комплектующие указать его составляющие и их количество.
Операция комплектации или разукомплектации может быть выбрана пользователем с помощью кнопки Операция в левом верхнем углу документа (см. рис. 13).
В результате проведения данный документ увеличит стоимость МПЗ «Столы» за счет саморезов и доски.
Учет ТМЦ в 1С 8.3: пошаговая инструкция
Материалы, используемые в организации для производства продукции или хозяйственных нужд, называются товарно-материальными ценностями (ТМЦ). Учет ТМС в программе 1С 8.3 Бухгалтерия ведется на разных субсчетах счета 10 «Материалы». Ознакомимся подробнее с пошаговой инструкцией учета ТМЦ в версии 1С 8.3.
В 1С 8.3. выделяют два основных этапа учета товарно-материальных ценностей:
- Поступление;
- Списание.
Поступление ТМЦ в организацию происходит на основании оформления посредством «Накладная на поступление товаров».
Списание производится различными способами и зависит непосредственно от характера выбытия ТМЦ. В данной статье будет рассмотрены варианты списания материалов в производство.
Поступление материалов в программе 1С Бухгалтерия 8.3
Шаг 1. Создание поступления товарно-материальных ценностей в 1С 8.3
Зайдите в «Покупки» (1), нажмите ссылку «Поступление (акты, накладные)» (2). После чего откроется окно, в котором можно будет создать накладную на поступление ТМЦ.
В появившемся окне выбираем «Поступление» (3) и нажимаем на строку «Товары (накладная)» (4). После этого откроется форма накладной, которую можно будет заполнить.
Шаг 2. Заполнение реквизитов накладной на поступление товаров в 1С 8.3
В специальной форме нужно указать следующие сведения:
- название вашей организации;
- наименование поставщика ТМЦ;
- склад поступления материалов (3);
- реквизиты договора с поставщиком товарно-материальных ценностей (4);
- дату и номер накладной продавца ТМЦ (5).
Шаг 3. Заполнение материальной части товарной накладной в программе 1С 8.3
Чтобы открыть номенклатурный справочник, нужно нажать «Добавить» (1), затем ссылку «Показать все» (2).
Из данных справочника можно выбрать именно те материалы (3), которые к вам поступили. В накладно нужно указать:
- количество ТМЦ (4). Общее количество поступивших материалов на склад;
- цену от продавца (данные можно взять в накладной УПД);
- ставку НДС от продавца (сведения взять из счета-фактуры УПД) (6)
Таким образом, товарная накладная на поступление ТМЦ в организацию заполнена. Чтобы завершить процедуру оприходования материалов нужно нажать сначала «Записать» (7), а затем «Провести» (8).
После проведенного оприходования по дебету счета 10 «Материалы» появилась запись о ТМЦ. Увидеть проводки по вновь созданной товарной накладной можно увидеть, нажав «ДтКт» (9).
Из всплывшего окна проводок можно увидеть, что оприходованный материал отнесен на счет 10.01 «Сырье и материалы» (10). В дебете счета 19.03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» (11) будет отражено НДС поступившего товара. Данные счета корреспондируются счетом 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (12).
После того, как оформили поступление материалов, можно перейти к его списанию.
Настроим 1C под ваши нужды прямо сейчас!
- Любые настройки, отчеты в 1С, обмены 1С
- Выезд специалиста на следующий день
- 24/7 принимаем ваши заявки
Списание товарно-материальных ценностей в программе 1С: Бухгалтерия 8.3
Шаг 1. Оформление требования-накладной
Чтобы списать материалы на производственные нужды, используется требование-накладная. Создать этот документ можно:
- войдя в раздел «Производство» (1);
- затем нажав ссылку «Требования-накладные» (2).
После чего всплывет окно создания нового документа.
В появившемся окне нужно указать следующие сведения:
- об организации (3);
- дату, когда материалы были отпущены в производство (4);
- наименование склада, с которого эти материалы будут списаны (5).
Поставив флажок (6) напротив вкладки «Счета затрат» в подразделе «Материалы», вы спишете МТЦ в производство.
Шаг 2. Заполнение материальной части требования-накладной
Процедура заполнения производится следующим образом:
- выбрав вкладку «Материалы» (1) нужно добавить товарно-материальные ценности, подлежащие списанию;
- для добавления ТМЦ нужно нажать «Добавить» (2).
- выбрать из справочника «Номенклатура» материал (3), списываемый в производство;
- указать его точное количество (4);
- по умолчанию в счете затрат (5) будет стоять счет 20.01 «Основное производство». Если необходимо, то можно поставить другие данные в поле затрат;
- выберете группу для списания материалов, нажав «Номенклатурная группа» (6). Обычно такие группы объединены спецификой производимой продукции, например, «Окна», «Мебель», «Двери»;
- выберете статью для списания затрат (например, «Материальные расходы основного производства») в поле «Статьи затрат» (7);
- чтобы в учете списания ТМЦ в производство отразилось списание, нажмите сначала «Записать» (8), а затем «Провести» (9).
В бухгалтерском учете появится запись:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
— списание материалов в производство
Шаг 3. Печать требования накладной из программы 1С: Бухгалтерия 8.3
Чтобы распечатать новую накладную, выберете кнопку «Печать» (1), затем нажмите «Требование-накладная (М-11)» (2). В выплывшем окне будет открыта форма для печати документа.
Нажав «Печать» (3) распечатайте требование-накладную.
После того как МТЦ проведены, документ нужно подписать у материально-ответственного лица. Так, например, кладовщик, который передал товар, ставит свою подпись в графе «Отпустил». Лицо, принявшее товар в производство расписывается в графе «Получил».
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в версии 1С бухгалтерия 8.3. Инструкция
Товарно-материальные ценности (далее по тексту — ТМЦ) представляют собой различное сырье, материалы, которые применяются для создания продукции, а также для обеспечения хозяйственных нужд. В 1С бухгалтерия 8.3 их учет ведется по типам материалов на субсчетах, которые открыты к счету под номером 10 с названием «Материалы». В этой статье приведена детальная инструкция по учету ТМЦ в 1С.
Операции по учёту ТМЦ в программе 1С можно разделить на 2 этапа:
- поступление материала – проводится через форму «Поступление (товары, услуги, комиссия)» либо «Оприходование товаров»;
- списание материала – товар, материал быть списан со складских остатков различными видами документов в зависимости от причины выбытия запаса.
Поступление товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
Как создать поступление товаров в программе?
Чтобы создать поступление товаров в программе 1С Бухгалтерия 8.3
- Открыть меню «Покупки»;
- кликнуть на надпись «Поступление (акты, накладные)».
После чего откроется список документов поступления. В этом окне необходимо:
- кликнуть на надпись «Поступление»;
- выбрать вид поступления, в нашем случае это «Товары (накладная, УПД)».
Отобразится документ, который нужно заполнить.
Ввод в документ поступление материалов
В документе нужно заполнить следующие поля:
- нашу организацию;
- контрагента — поставщика ТМЦ;
- склад, на который поступили ТМЦ;
- выбрать договор с поставщиком;
- дата и номер входящего документа поставщика.
Ввод данных в форму:
- кликнуть на надпись «Добавить»;
- нажать на кнопку «Показать все».
Отобразится список номенклатуры к выбору
В открывшейся номенклатуре необходимо выбрать поступивший на склад материал.
Также нужно ввести следующие данные:
- количество товарно-материальных ценностей, которые поступили в складское помещение;
- стоимость из накладной от поставщика;
- ввести счет-фактуру от поставщика в случае наличия таковой (поле внизу документа):
После этого все данные в накладной будут заполнены. Чтобы завершить оприходование товарно-материальных ценностей, требуется кликнуть на надпись «Записать» и «Провести».
В результате проведения операции в дебет счета 10.01 оприходованы материалы. Для просмотра всех проводок следует нажать на кнопку Д-т К-т, в результате чего откроется окно просмотра движений документа.
Из проводок мы можем увидеть, что:
- материалы оприходованы на счете 10.01 «Сырье и материалы»;
- по дебету счета 19.03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» отображается поступление налога на добавленную стоимость;
- оба этих счета коррелируют со счетом под номером 60.01, который называется «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
На этом оформление поступления товарно-материальных ценностей завершено.
Списание товарно-материальных ценностей
Создание требованием-накладной
Чтобы списать товарно-материальные ценности на производственные расходы в программе 1С Бухгалтерия 8.3, можно использовать документ «Требование-накладная». Для формирования этого документа необходимо выполнить такие действия:
- открыть раздел «Производство»;
- кликнуть на надпись «Расход материалов».
Откроется форма документа «Расход материалов». В отобразившейся форме нужно выбрать вид операции:
А затем ввести следующую информацию:
- компанию;
- дату, когда товарно-материальные ценности были отпущены в производство;
- складское помещение, с которого будут списаны товарно-материальные ценности (если таковых несколько);
- цель расхода материалов (отображается в дальнейшем в печатной форме акта на списание)
Ввод данных в материальную часть требования-накладной
В разделе «Материалы» (1) необходимо добавить товарно-материальные ценности на списание. Чтобы это сделать, нужно выполнить такую последовательность действий:
- кликнуть на надпись «Добавить»;
- выбрать в перечне «Номенклатура» товарно-материальную ценность;
- ввести ее количество;
- указать счет и статью затрат.
Чтобы увидеть в учете результат списания товарно-материальных ценностей, необходимо кликнуть на надпись «Записать» и «Провести». После этого при нажатии кнопки «ДтКт» можно увидеть соответствующие записи бухгалтерских проводок.
Печать требования-накладной
Чтобы отправить форму на печать, требуется кликнуть на надпись «Печать» и выбрать необходимый вариант печатной формы.
Далее откроется форма предварительного просмотра, из которой следует нажать кнопку «Печать» и отдать на подпись ответственным лицам.