Что такое AF и MF в фотоаппаратах?
В любом фотоаппарате, будь то простая цифровая мыльница, беззеркальный или зеркальный фотоаппарат, есть фокусировка. О том, что такое фокусировка и как она работает, мы уже говорили, поэтому детально останавливаться не будем.
На профессиональных, а также на дешевых зеркальных фотоаппаратах начального уровня и тех же беззеркалках со сменной оптикой есть переключатели на AF/MF:
- AF обозначает AutoFocus (автоматическая фокусировка);
- MF значит ManualFocus (ручная фокусировка).
При использовании режима AF камера будет сама наводиться на резкость на нужный объект. Для этого есть специальные алгоритмы определения правильного объекта фокусировки. Чаще всего приходится делать фотографии с помощью автоматической фокусировки. При этом объектив будет вращаться сам при помощи специального механизма – отвертки.
Кстати, пару слов об отвертке. Это специальный механический привод, который вращает объектив. Отвертка может быть выстроена в объектив либо непосредственно в корпус фотоаппарата. Если в фотоаппарате нет отвертки, то на него нужно «ставить» объективы с отверткой, а они стоят дороже объективов без отвертки. Поэтому лучше выбирать модель фотоаппарата, где данный привод уже присутствует. В будущем это сэкономить деньги на покупке более дешевых объективов без отвертки.
Что касается Manual Focus, т.е. ручной фокусировки, то здесь все просто. Переключение на MF будет означать отключение алгоритмов определения объекта фокусировки и неиспользование отвертки. При этом пользователю нужно самому вращать объектив, т.е. вручную наводиться на резкость. Очень часто Manual Focus позволяет получить творческие фотографии.
Ручная фокусировка. Пошаговая инструкция
Для чего наводить на резкость вручную (на объективе ручной режим фокусировки обозначается аббревиатурами «MF» или «M»), зачем обучаться этому, если современные фотоаппараты оснащаются продвинутыми автофокусами (на объективе автоматический режим фокусировки обозначается как «AF» или «A»)? Существуют съёмочные ситуации, в которых автофокус не справляется вовсе или ошибается. Часто, режим MF – единственный способ борьбы с нерезкими снимками.
Фотографы, специализирующиеся на макрофотографии, часто наводят на резкость вручную, чтобы точно задать фокус. Фотографы, которые вынуждены снимать при низкой интенсивности освещения и в других неординарных ситуациях, таких как: съёмка через стекло, фокусирование на удалённом объекте туманным утром – могут найти автофокус бесполезным. «Автоматике» в подобных условиях сложно «зацепиться» за снимаемый объект.
Фотографы, снимающие спортивные события, предварительно наводят на резкость в ручном режиме фокусировки. Такой подход особенно полезен, если фотограф может предугадать, в какой точке сцены будет находиться снимаемый объект в нужный момент времени.
Итак, обратите внимание на маленький переключатель «AF\MF» («A\M»), расположенный на тубе объектива, и запомните его. Если автофокус не справляется, возможно, вам поможет фокусировка вручную.
Пошаговая инструкция
Шаг 1. Переключите режим
Найдите рычажок «AF\MF» («A\M») и переместите его из положения «AF» («A») в положение «MF» («M»). Рычажок может находиться в разных местах на фотоаппарате или объективе в зависимости от типа камеры и производителя. Обычно он располагается на тубе объектива.
Шаг 2. Вращайте фокусировочное кольцо
Чтобы навести снимаемый объект на резкость, вращайте кольцо фокусировки на объективе. Через видоискатель вы сможете отслеживать резкость изображения. Возможно, вам придётся вращать кольцо то в одну сторону, то в другую, смещаться слегка вперёд или назад до тех пор, пока изображение нужной точки в пространстве не приобретёт максимальную чёткость.
Шаг 3. Используйте шкалу расстояний
В различных съёмочных ситуациях вам придётся применять различные техники фокусировки. Когда интенсивность освещения очень низкая, например, ночью, попробуйте оценивать дистанцию съёмки по числовой шкале на объективе. На большинство объективов такая шкала нанесена.
- Прим. переводчика – дистанция съёмки или расстояние до снимаемого объекта – это расстояние от плоскости светочувствительного слоя до плоскости в пространстве, все точки которой изображаются резко.
Шаг 4. Просматривайте снимок
Для дополнительной проверки резкости просмотрите фотографию на экране камеры. Всё, что вам нужно сделать – увеличить изображение и с помощью навигационных клавиш отобразить тот объект, который вы наводили на резкость (прим. переводчика – например, в портретной фотографии, обычно, это глаза модели). Таким способом можно проверить, достигли ли вы максимальной резкости в нужном месте снимаемой сцены. Если не достигли – сфокусируйтесь ещё раз и сделайте снимок.
Автор статьи: J. Meyer
Комментарии: 26
Yaroslav Kalenchenko 31 Марта 2019 — 10:26:22
О фокусировочных экранах здесь кто-нибудь слышал.
Елена Синица 21 Ноября 2015 — 20:30:35
Сегодня столкнулась стем, что не смогла навести на резкость. АФ в темноте не сработал, мощности фонарика не хватило, чтобы дать наводку на объект. Вручную тоже не смогла — зрение не позволило, в темноте вижу плохо. Шкалы с расстояниями нет — объектив самый простой, 18-105 мм. Камера Nikon D3200.
Что можно сделать в этом случае?
Простите, если вопрос тупой, я не профи, а только учусь.
Марк Лаптенок 21 Ноября 2015 — 23:20:06
Елена, здравствуйте! На мой взгляд, Ваш вопрос умный: задавайте таких вопросов как можно больше. Чтобы на него ответить мне нужна дополнительная информация. Опишите съёмочную ситуацию: что Вы фотографируете?
Елена Синица 22 Ноября 2015 — 05:28:44
Здравствуйте, Марк! Снимала наш поселок перед восходом солнца. Это "лучшее", что получилось.
Художественности нет — мне просто хотелось попробовать поснимать при -27, да еще и почти ночью)))
Марк Лаптенок 22 Ноября 2015 — 12:20:59
Елена, я бы сделал так.
1) Для выбранных фокусного расстояния, значения диафрагмы и предельного диаметра круга нерезкости (ПДКН) я бы вычислил гиперфокальное расстояние, воспользовавшись этим калькулятором: http://www.dofmaster.com/ dofjs.html [Уберите лишний пробел]. Если хотел бы просматривать будущую фотографию при 100% масштабе на экране компьютера, то в качестве значения параметра "Camera, film format, or circle of confusion" выбрал бы свою модель камеры (в Вашем случае Nikon D3200), если хотел бы получить отпечаток размером 20х30 см и просматривать с "обычной" дистанции (35 см), то указал бы значение ПДКН равным 0,03 мм.
3) Затем провёл бы подготовительную съёмку. Вышел бы на улицу в светлое время суток, отмерил бы с помощью рулетки (или "по шагам" гиперфокальное расстояние от одной произвольной точки (например, от места, где в данный момент стою) до другой точки, которую удобно навести на резкость (например, толстый ствол дерева). Стал бы в первую точку и навёл бы на резкость ствол, предварительно задействовав для наводки только центральную точку фокусировки.
4) Затем выключил бы фотоаппарат и позаботился о том, чтобы линзы внутри него не перемещались до "чистовой" съёмки. Я бы не пользовался фотоаппаратом до неё, запомнил бы текущее фокусное расстояние и постарался бы не подвергать фотосистему вибрациям и резким перемещениям.
5) Провёл бы чистовую съёмку, предварительно переведя фотоаппарат в ручной режим фокусировки и установив фокусное расстояние, с которым снимал предварительно.
Суть приёма — предварительно выполнить фокусировку в более приемлемых для этого условиях съёмки; при этом, навести на резкость произвольный объект, отстоящий от передней линзы объектива на расстоянии равном гиперфокальному расстоянию.
Замечание. Вместо гиперфокального расстояния можно выбрать "бесконечность". Наводке "бесконечности" на резкость соответствует одно из крайних положений линз, отвечающих за позицию фокальной плоскости в пространстве. Положение этих линз управляется кольцом фокусировки на объективе. Навести "бесконечность" на резкость можно в любой момент и в любых условиях съёмки. Соответственно, в этом случае в подготовительной съёмке нет необходимости, и процесс упрощается и ускоряется.
Судя по фотографии, которую Вы приложили (кстати, спасибо за неё, она дополнила картину происходящего), можно попробовать навести "бесконечность" на резкость, проследив за тем, чтобы дерево и кусты слева на переднем плане изображались достаточно для Вас резкими.
О различии между наводкой "бесконечности" на резкость и фокусировкой на гиперфокальное расстояние прочитайте в моей статье "Основы фотографии # 3".
Елена Синица 22 Ноября 2015 — 20:06:40
ООО, Марк. Я даже не рассчитывала на такой мегаподробный ответ! Большое спасибо! Буду разбираться!)))
С математикой у меня всегда были. эээ. проблемы. Поэтому тему гиперфокального расстояния я тщательно обходила стороной. Видимо, мне ее все-таки не избежать))) Спасибо за ссылки!
Елена Синица 22 Ноября 2015 — 20:15:50
В первом комментарии была эмоция))) Теперь еще раз прочитала повнимательнее.. Поняла, что неиспользование камеры и осторожное обращение с линзами, чтобы не допустить смещения до чистовой съемки для меня невозможно.
Теперь что касается ручной фокусировки. Я ею пользуюсь часто, но в данном случае крайнее положение кольца не спасло почему-то. Когда я его повернула на предполагаемую бесконечность, снимок получился еще более нерезким.
Поэтому опять пошла учить матчасть.
И еще раз Вам спасибо!)))
Марк Лаптенок 22 Ноября 2015 — 21:48:54
Пожалуйста, Елена. Некоторые рекомендации Вам:
1) Проверьте, что навели на резкость именно "бесконечность", а не минимальную дистанцию съёмки, то есть, линзы не занимают противоположное конечное положение.
2) Вспомните закономерности, которые связывают ГРИП фокусное расстояние, значение диафрагмы и дистанцию съёмки. С помощью статьи, на которую я дал ссылку, это можно сделать.
3) Воспользуйтесь калькулятором ГРИП, чтобы подобрать оптимальные параметры съёмки. По ссылке, которую я указал, калькулятор считает и гиперфокальное расстояние. Добейтесь, чтобы оно было маленьким. Тогда наводка "бесконечности" на резкость сработает.
Как расшифровать маркировку объектива
Как расшифровать цифры, написанные на объективе я когда-то рассказывал. Вкратце напомню, как это делается на примере объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS USM.
Итак, сначала цифры.
- 24-105mm — это диапазон фокусных расстояний. Если поделить большее на меньшее, получим кратность зума — примерно 4.4.
С буквами сложнее. У каждого производителя оптики своя система маркировок. Постараюсь привести наиболее часто используемые аббревиатуры для наиболее популярных марок оптики.
Canon
AL (Aspherical Lens) — оптическая схема включает асферические линзы для снижения сферических аберраций.
DO (Diffractive Optics) — объективы с дифракционными элементами (линзой Френеля). Объективы отличаются компактными размерами. Отличительный внешний признак — зеленое кольцо.
EF (Electronic Focus) — автофокусный объектив для пленочных (и полнокадровых цифровых) фотокамер. Также может быть использован с кропнутыми зеркалками.
EF-S (Electronic Focus – Short) — автофокусный объектив только для цифровых фотокамер с кропнутой матрицей APS-C. Буква S (от слова Short – короткий) в маркировке означает «короткий задний рабочий отрезок». Задняя линза объектива расположена ближе к матрице. Как правило, объективы имеют уменьшенное фокусное расстояние (чтобы обеспечить широкий угол на кропе). Использование объективов EF-S с полнокадровым аппаратом невозможно.
FT-M (Full Time Manual) — не нужно переключать в ручной режим фокусировки, она доступна постоянно. Очень удобно для репортажа.
IF (Internal Focusing) — внутренняя фокусировка. При наводке резкости перемещение линз осуществляется внутри объектива, при этом из него ничего не выезжает. Как правило, такая оптика дороже, но пылезащищенность у нее очень хорошая.
IS (Image Stabilizer) — оптическая стабилизация изображения, позволяет снимать с рук с относительно длинными выдержками.
L (Luxury) — профессиональная серия объективов Canon. При изготовлении этих объективов используется оптическое стекло высшего качества. Объективы дорогие, но дают очень качественную картинку. Выбор профессионала или увлеченного любителя. Отличительный внешний признак — красное кольцо.
TS-E (Tilt-Shift-EOS) — объектив с коррекцией перспективных искажений. Подходит для профессиональной съемки архитектуры, так как позволяет избежать «падающих стен» при низкой точке съемки.
USM (Ultra Sonic Motor) — ультразвуковой привод фокусировки. Достоинства — высокая скорость фокусировки и относительная бесшумность. Недостаток — повышенная цена. Наиболее актуален для репортажников и любителей фотоохоты.
Macro — объектив для макросъемки. Позволяет снимать мелкие объекты в крупном масштабе. Как правило, резок даже при открытой диафрагме.
FE (FishEye) — фишай, рыбий глаз. Сверхширокоугольный объектив, который делает изображение «выпуклым».
SF (Soft Focus) — объектив с «мягким фокусом». Как правило используется для съемки портретов и натюрмортов. Дает очень интересный эффект — картинка как бы резкая и размытая одновременно.
Nikon
MF — manual focus — неавтофокусные объективы
AF — автофокусные объективы.
Никон свой байонет вообще не менял, поэтому можно на современную цифровую зеркальную камеру Никон установить объектив, которому 50 лет отроду. Но есть некоторые ньюансы:
- ai/ais — тип связи, пришедший на смену самому первому. Эти объективы без проблем устанавливаются на любые современные Никоны.
В инструкции к аппарату, где-то на последних страницах есть табличка о совместимости объективов. Также следует упомянуть, что в младших моделях Никона не будет работать экспозамер с неавтофокусными объективами и работать с ними можно только в режиме M, выставляя выдержку и диафрагму вручную. Также в последних бюджетных Никонах нет так называемой «отвертки», т.е. пленочные автофокусные объективы (без встроенного мотора, с мотором обозначается AFS) будут работать только в неавтофокусном режиме.
Все остальные буквы символизируют о технологиях, использованных при производстве.
D – автофокусные объективы серии D передают информацию о дистанции фокусировки в камеру. Благодаря этому при расчете экспозиции учитывается расстояние до объекта съемки, что помогает более точно подбирать экспозиционные параметры при работе со вспышкой.
G – в отличие от объективов D-типа, у объективов Nikkor серии G нет кольца управления диафрагмой, и, соответственно, механически не передается значение диафрагмы в камеру. Поэтому объективы серии G не могут эксплуатироваться с аппаратами с ручной фокусировой, а с автофокусными аппаратами более ранних выпусков (F501, F601, F801/801s, F70, F90/90x) объективы серии G могут быть использованы лишь в программных режимах и режиме приоритета выдержки. Дистанция фокусировки передается.
AF-S – в объективах Nikkor типа AF-S используется ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor), с помощью которого осуществляется автофокусировка. Каждый мотор разрабатывается под конкретный объектив, что позволяет наилучшим образом обеспечить быструю и точную автофокусировку.
M/A – в этом режиме объективы AF-S можно практически мгновенно переключать из режима автофокусировки в режим ручной фокусировки.
VR – система подавления вибрации — одна из последних новинок в объективах Nikkor, с ее помощью вы сможете снимать с рук без “шевеленки” сюжеты, в которых ранее нельзя было обойтись без штатива.
DC (Defocus-image Control) – в этих объективах используется уникальная система управления дефокусированием изображения. Она позволяет фотографам контролировать степень сферической аберрации на переднем или заднем плане путем вращения установленного на объективе кольца DC. При этом образуется круглое кольцо дефокусировки, идеальное для портретной съемки.
IF – система внутренней фокусировки, благодаря ей фокусировка осуществляется за счет перемещения внутренних групп линз. Это позволяет уменьшить габариты и вес объектива, а также производить съемку на более коротких дистанциях фокусировки. Скорость автофокусировки также возрастает.
RF – “задняя” фокусировка. При использовании RF фокусировка осуществляется за счет перемещения задней, наиболее легкой, групп линз. Это тоже ускоряет автофокусировку.
CRC (Close-range Correction) – коррекция для съемки на близком расстоянии. Эта система предполагает перемещение при фокусировке не только фокусирующего линзового компонента, но и независимое от него перемещение корректирующего компонента (обычно находящегося в в задней группе линз). Система CRC позволяет добиться максимального качества изображения не только при наводке на бесконечность, но и при фокусировке на близко расположенные объекты.
ED (Extra-Low Dispersion) – для уменьшения хроматической аберрации в объективах Nikkor используется специально разработанное стекло со сверхнизкой дисперсией.
SIC (Super Integrated Coating) – фирменное «суперинтегрированное» многослойное покрытие линз уменьшает эффекты отражения и бликования.
N (Nano-Crystal Coating) – ещё одно фирменное «нано-кристальное» покрытие оптических элементов, практически продотвращает внутренние отражения и существенно уменьшает «сияние» ультра-широкоугольных объективов.
ASP – для устранения аберрации используются асферические элементы.
Sony, Minolta
G — принадлежность объектива к элитной оптике Sony (Minolta).
D — (distance integrator) — наличие встроенного в объектив микропроцессора, передающего в камеру информацию о расстоянии до объекта. Необходимо для корректной работы системы вспышечного замера ADI.
ADI — современная система вспышечного замера, учитывающая расстояние до объекта.
SSM — (Supersonic motor) — автофокусные объективы Sony (Minolta) с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего автофокуса.
Sigma
EX — принадлежность объектива к серии Sigma EX. Объективы имеют улучшенные оптические и механические свойства.
ASP — (Aspherical Lenses) — использование в оптической схеме объектива асферических линз для коррекции аберраций и улучшения качества картинки, уменьшения количества компонентов оптической схемы (линз) и уменьшения размеров и массы объектива.
APO — (Apochromatic Lenses) — использование низко-дисперсных стекол, имеющих аномальные оптические свойства для улучшения оптических свойств объективов, уменьшения хроматической аберрации.
OS — (Optical Stabilizer) — система оптической стабилизации изображения, встроенная в объектив. Основана на сдвиге корректирующей группы линз внутри объектива. Дает возможность снимать с рук на выдержках на 2-3 ступени более коротких без смаза картинки.
HSM — (Hyper-Sonic Motor) — авто-фокусные объективы Sigma с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего авто-фокуса (servo-AF). Доступны в вариантах Canon, Nikon, Sigma.
RF — (Rear Focus) — система фокусировки за счет перемещения задней группы линз внутри объектива для более быстрой и бесшумной фокусировки.
IF — (Inner Focus) — система внутренней фокусировки за счет перемещения внутренней группы линз без изменения физических размеров объектива при фокусировке. Передний элемент объектива не вращается, что позволяет полноценно использовать градиентные и поляризационные фильтры.
DG — светосильные широкоугольные объективы с малыми минимальными дистанциями фокусировки. Оптимизированы специально для использования с цифровыми камерами.
DC — объективы, разработанные для работы только с цифровыми камерами, имеющими неполнокадровую матрицу, имеют меньшие размеры и массу, чем их аналоги для полного кадра.
Pentax
PZ (Power Zoom) — механический привод зума
DA — объектив для цифровых камер с уменьшенной матрицей (APS-C) без кольца диафрагмы
FA — объективы, передающие в камеру информацию о значении диафрагмы с максимальной MTF
J — объективы с диафрагмой, управляемой из камеры; не имеют кольца диафрагмы
SMC (Super Multi-Coating) — многослойное просветление
SDM (Sonic Direct drive Motor) — ультразвуковой привод фокусировки
DA* — профессиональные объективы в пылевлагозащищённом исполнении
ED (Extra-Low Dispersion) — линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией
AL (Aspherical Lens) — асферические линзы
IF (Internal Focusing) — внутренняя фокусировка
Limited — особо компактные объективы
Tamron
Di (Digitally Integrated) — для полнокадровых цифровых зеркальных фотокамер
Di II (Digitally Integrated II) — для цифровых зеркальных фотокамер с уменьшенной матрицей APS-C
SP (Super Performance) — улучшенная серия объективов
XR (Extra Refractive Index) — линзы из стекла с увеличенным коэффициентом преломления, позволяющего уменьшить толщину и массу линз
ASL (Aspherical Lenses) — Гибридные асферические элементы
LD (Low Dispersion) — линзы с низким рассеиванием
XLD (eXtra Low Dispersion) — линзы со сверхнизким рассеиванием
AD (Anomal Dispersion) — линзы с аномально низким рассеиванием
HID (High Index Dispersion) — линзы с низким рассеиванием
IF (Internal Focusing) — внутренняя фокусировка
SHM (Super-Hybrid Mount) — Супергибридный байонет (пластмасса, усиленная стальным кольцом)
VC (Vibration Compensation) — cистема подавления вибраций (стабилизатор изображения)
USD (Ultrasonic Silent Drive) — бесшумный ультразвуковой привод фокусировки
ZL (Zoom Lock) — замок (блокировка) кольца зуммирования
AF/MF (Auto-focus/Manual-focus) — переключение режима кольцом фокусировки
FEC (Filter Effect Control) — возможность вращения поляризационного фильтра при установленной бленде
Macro — объектив с функцией макросъемки — допускает съемку в масштабе не менее 1:4 (0,25х); эта функция может и не быть основной
Tokina
AS (Aspherical Lens) — асферические линзы
F&R Aspherical (F&R Aspherical Lens) — асферические линзы F&R
SD (Super Low Dispersion) — линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией
HLD (High Refraction, Low Dispersion) — линзы из стекла с высоким преломлением и низкой дисперсией
MC (Multi-Coating) — многослойное просветление
FE (Floating Element system) — система плавающих элементов. Уменьшает астигматизм во всем диапазоне дистанций фокусировки
IF (Internal Focusing) — внутренняя фокусировка
IRF (Internal Rear Focusing) — фокусировка задней группой линз
FC (Focus Clutch Mechanism) — переключение ручной-автоматической фокусировки смешением кольца настройки
PRO (Professional) — профессиональная серия объективов
АТ-Х (Advanced Technology eXtra Pro) — серия высококачественных объективов
Olympus и Panasonic
ZD (Zuiko Digital) — для цифровых камер системы 4/3
M.Zuiko Digital — для цифровых камер системы Micro 4/3
Macro — для макросъемки
ED (Extra low Dispersion) — линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией
SWD (Super Wave Drive) — ультразвуковой привод фокусировки (Olympus)
M-OIS (Mega Optical Image Stabilisation) — Оптическая стабилизация изображения (Panasonic)
Top Pro — пыле- и брызгозащищенные объективы с постоянной светосилой; маркировка — платиновое кольцо (Olympus)
Pro — пыле- и брызгозащищенные объективы (Olympus)
Standard — любительская серия объективов, маркируются синим кольцом (Olympus)